Хронология ежедневных известных
боевых побед и потерь авиации СССР и Российской авиации
1983 - 1999
1983г.
1983г., февраль 15
(сбит0) Ан-12 (111-й ОСАП) сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Джелалабада(Афганистан). Все члены экипажа: м-р Самылин Н., к-н Котляр Н., ст. л-т Кулик С., к-н Дрикер Е., ст. л-т Соловьёв С. погибли;
1983г., апрель 26
(сбит1) Константинов В. (старший лейтенант 263-я ОТРАЭ) на истребителе МиГ-21 сбит ДШКв районе Кабула (Афганистан). Пилот погиб;
1983г., июль 02
(сбит2) Ан-12 (50-й ОСАП) сбит огнём ДШК на взлёте с аэродрома Джелалабад (Афганистан)[1]. Все находившиеся на борту погибли (8 человек);
1983г., август 18
{бом0} Дудченко, Костяев Валерий Александрович (156 АПИБ) на истребителях-бомбардировщиках Су-17М-3 в районе Кандагара (Афганистан) бомбят цель;
{бом1} см.выше;
(сбит3) Костяев Валерий Александрович (156 АПИБ) на истребителе-бомбардировщике Су-17М-3 в районе Кандагара (Афганистан) сбит огнем ДШК при пикировании на цель. Пилот погиб[2];
1983г., сентябрь 01
(ист1 ) Пассажирский самолёт Боинг 747-230B (номер HL-7442, авиакомпания «Korean Airlines», Южная Корея) существенно отклонился от своего курса и был сбит перехватчиком Су-15 (пилот — Геннадий Осипович) над Сахалином. Погибло 269 человек, однако ни одного погибшего обнаружить так и не удалось. Существуют многочисленные неофициальные версии этого инцидента, согласно которым, полёт Боинга 747 был частью широкомасштабной операции американских спецслужб;
1983г., октябрь 20
(сбит4) МиГ-21бис (927-й ИАП) подбит ДШК юго-западнее Бамиана (Афганистан), загорелся. Пилот катапультировался и выжил;
1983г., декабрь 19
(сбит5) Алексенко А.И. (старший лейтенант, 156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М-3 сбит ПЗРК в районе Баграма. Пилот выжил;
1984г.
1984г., январь 15
1984г., январь 16
(сбит6) Рубан П.В. (подполковник, 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья) на штурмовике Су-25 в районе Ургун (Афганистан) сбит ПЗРК (по другим данным — ДШК). Летчик погиб;
1984г., январь 17
{бом2} Группа самолетов: 2 МиГ-21 бис (927-й ИАП) и 4 Су-17МЗ (156-й ИБАП) наносят удар в 35 км южнее Шинданта;
(сбит7) Нагибин Николай Фёдорович (майор, начальник разведки 156-го ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М3 при выходе из боевого пикирования при наносении удара в 35 км южнее Шинданта в горном районе был сбит пулеметным огнем с земли. Летчик погиб;
1984г., январь 18
(сбит8) Ан-12 (930-й ВТАП) сбит огнём с земли южнее Мазари-Шарифа. Погибли все находишиеся на борту (8 человек);
1984г., апрель 09
(сбит9) Мухин А.И. (майор, 156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 сбит огнём ДШК при заходе на цель в районе Кандагара. Лётчик катапультировался и выжил;
1984г., апрель 21
(сбит10) Корж (263-я ОРАЭ) на разведчике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 при атаке каравана в Панджерском ущелье сбит ДШК. Пилот погиб;
1984г., апрель 25
(сбит11) Соколов Сергей Александрович (156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 потерян в районе Баграма, предположительно сбит ПЗРК. Пилот катапультировался, вступил в бой с моджахедами был тяжело ранен, но был спасён экипажем ПСО и выжил;
1984г., май 13
(сбит12) Бузов Геннадий (начальник штаба полка, подполковник, 156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 сбит огнём ДШК юго-западнее Герата. Лётчик катапультировался и выжил;
1984г., май 25
(сбит13) Разведчик с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3Р (263-я ОТРАЭ) сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб;
1984г., июнь 15
(сбит14) Истребитель МиГ-21бис (927-й ИАП) сбит в районе Баграма. Пилот выжил;
1984г., июнь 23
(сбит15) Сминов В., капитан, командир Ми-24В, который в Афганистане подвергся обстрелу 12-ти ракет ПЗРК Дженерал Дайнемикс FIM-43 Рэдай (Redeye) (!!) из которых 4 попали в вертолет: одна ракета врезалась и не взорвалась, другая пробила брешь в ЭВУ, третья разорвалась на бронеплите двигателя, не причинив ему серьезного вреда, взрыватель четвертой сработал у кормы вертолета, вызвав утечку топлива и пожар; остальные ракеты не попали в цель. Несмотря на четыре попадания и пожар командир дотянул до аэродрома и благополучно посадил его. После ремонта вертолет Ми-24В продолжил боевые полеты[3];
1984г., октябрь 18
(сбит16) Штурмовик Су-25 (378-й ОШАП) был потерян в Афганистане. Летчик погиб;
1984г., декабрь 10
(сбит17) Заздравнов Владимир Иванович (378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит огнём с земли над Панджшерским ущельем (Афганистан). Летчик погиб;
1985г.
1985г., январь 22
(сбит18) Ан-26РТ (самолёт ретранслятор, оборудован станцией «Инжир», 50-й ОСАП) сбит ПЗРК в районе Джебаль-Уссардж. Погибли все находившиеся на борту (7 человек);
1985г., март 11
(сбит19) Горбачевский А.С., капитан, командир экипажа, Иванов В.А., старший лейтенант, второй пилот (50-й ОСАП) на самолете-фоторазведчике Ан-30Б подбиты ПЗРК над Панджшерским ущельем (попадание в левый двигатель); возник пожар на борту, самолет разбился при попытке экипажа совершить посадку на аэродром Баграма (Афганистан). Погибли оба пилота, четыре члена экипажа спаслись, покинув самолёт на парашютах перед заходом на посадку;
1985г., июнь 21
(сбит20) МиГ-23МЛД (многоцелевой истребитель, 982-й ИАП) сбит предположительно зенитным огнём в районе Калат (Афганистан). Пилот погиб;
1985г., июль 11
(сбит21) Ан-12 (транспортный самолет, 111-й ОСАП) сбит ПЗРК при взлете с аэродрома Кандагар (Афганистан)[4]. Погибли 14 человек;
1985г., июль 22
(сбит22) Шумихин Сергей Викторович (старший лейтенант, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит огнём с земли над Панджшерским ущельем (Афганистан). Пилот погиб;
1985г., июль 23
(сбит23) МиГ-23МЛД (многоцелевой истребитель, 905-й ИАП) сбит огнём ДШК при перелёте из Афганистана в Талды-Курган (Казахстан). Пилот погиб;
1985г., декабрь 16
(сбит24) Су-17М3Р (разведчик с изменяемой стреловидностью крыла, 263-й ОТРАЭ) сбит ДШК в долине Бамиан (Афганистан)[5]. Пилот выжил;
1985г., декабрь 27
(сбит25) Левченко А. (подполковник, 982-й ИАП) на многоцелевом истребителе МиГ-23МЛД сбит огнём горной зенитной установки над Джабаль-Уссардж (Афганистан). Пилот погиб;
1986г.
1986г., апрель 03
(сбит26) Покатаев Евгений Александрович (старший лейтенант, 263-й ОТРАЭ) на истребителе-бомбардировщике Су-17 сбит ДШК юго-западнее Гардеза (Афганистан). Пилот погиб;
1986г., апрель 06
(сбит27) Руцкой Александр Владимирович (378-й ОШАП, будущий вице-презедент России) на штурмовике Су-25 во-время 360-го вылета был сбит ПЗРК Дженерал Дайнемикс FIM-43 Рэдай (Redeye) в районе Джавара (Афганистан). При ударе о землю Руцкой серьёзно повредил позвоночник и получил ранение в руку, но в дальнейшем вернулся в строй;
1986г., апрель 18
(сбит28) Осипов К.Л. (майор, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 "Грач" подбит ДШК, но совершил посадку насвоём аэродроме. Пилот не пострадал;
1986г., май 17
(сбит29) Су-17МЗ (136-я ИБАП) сбит ДШК в районе Баграма (Афганистан). Пилот выжил;
1986г., август 16
(сбит30) Су-17МЗР (263-я ОТРАЭ) сбит ПЗРК или ДШК юго-западнее Джелалабада (Афганистан). Пилот выжил;
1986г., август 23
(сбит31) Смирнов А. Г. (капитан, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 "Грач" сбит ПЗРК в районе афгано-иранской границы. Пилот выжил;
1986г., сентябрь 22
(сбит32) Александров (капитан, 263-я ОТРАЭ) на Су-17МЗР во время разведывательного вылета в районе Бамиана (Афганистан) получил боевые повреждения от огня с земли. Самолет разбился при посадке, а пилот выжил;
1986г., октябрь 22
(сбит33) Су-17МЗР (263-я ОТРАЭ) сбит в районе афгано-пакистанской границы. Пилот выжил;
1986г., ноябрь 18
(сбит34) Штурмовик Су-25 "Грач" (378-й ОШАП) сбит ПЗРК. Пилот выжил;
1986г., ноябрь 20
(сбит35) Алешин Игорь Викторович (старший лейтенант, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 "Грач" сбит в районе Саланга. Пилот погиб;
1986г., ноябрь 29
(сбит36) Ан-12 (50-й ОСАП) сбит ПЗРК при взлете с аэродрома Кабул. Погибли экипаж и пассажиры (около 30 человек);
1986г., декабрь 03
(сбит37) Штурмовик Су-25 "Грач" (378-й ОШАП) сбит ПЗРК западнее Кабула. Пилот выжил;
(сбит38) Второй за день штурмовик Су-25 "Грач" (378-й ОШАП) сбит ПЗРК западнее Кабула. Пилот выжил;
1986г., декабрь 26
(сбит39) Ан-26РТ (50-й ОСАП) сбит двумя ПЗРК. Погиб член экипажа;
1987г.
1987г., январь 21
(сбит40) Павлюков Константин Григорьевич (378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит ПЗРК в районе Баграма. Пилот катапультировался и погиб на земле в бою с противником;
1987г., январь 28
(сбит41) Штурмовик Су-25 (378-й ОШАП) сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался и спасен;
1987г., февраль 05
(сбит42) Бурак Мирослав Михайлович (капитан, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит и погиб;
1987г., апрель 02
(сбит43) Штурмовик Су-25 (378-й ОШАП) сбит ПЗРК. Пилот спасен;
1987г., апрель 12
(сбит44) Шломин В. (подполковник, комэск 136-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М3 сбит ПЗРК северо-западнее Кандагара. Пилот спасен;
1987г., апрель 15
(сбит45) Чистеев М. командир экипажа, старший лейтенант, Поваренков С.В. штурман, капитан (87-й ОРАП), выполняя на задание по разведке местности южнее Мазари-Шарифа в районе кишлака Рахмат-Абад их самолет-разведчик Як-28Р был поражен ракетой ПЗРК «Блоупайп», экипаж катапультировался. В нарушение требований экипажу не было выдано оружие. Оба летчика попали в плен и были убиты;
1987г., апрель 16
(сбит46) Фурса Л. (командир 190-го ИАП) на многоцелевом истребителе МиГ-23МЛД в районе Джавары сбит огнём горной зенитной установки. Пилот выжил;
1987г., май 16
(сбит47) Александров Михаил Александрович (капитан, 263-я ОТРАЭ) на самолете-разведчике Су-17М3Р сбит ПЗРК юго-западнее Кабула. Пилот выжил;
1987г., июнь 01
(сбит48) Су-25 (378-й ОШАП) сбит в районе Кандагара. Пилот ктапультировался и спасен;
1987г., июнь 16
(сбит49) Стрибный Ю. (капитан, 136-й ИБАП) на штурмовике Су-25 сбит ДШК западнее Кандагара[6]. Пилот ктапультировался и спасен;
1987г., август 20
(сбит50) Палтусов Владимир Александрович (старший лейтенант, 377-й ШАП) на штурмовике Су-25 при взлете с аэродрома Газни был обстрелян из ДШК[7]. Пуля пробила трубопровод питания летчика кислородом. Самолет разбился, пилот погиб;
1987г., август
(ист2 ) Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над афганским Су-22[8] советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;
(ист3 ) Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над вторым афганским Су-22 советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;
(ист4 ) Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над третим афганским Су-22 советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;
(ист5 ) Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над четвертым афганским Су-22 советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;
1987г., сентябрь 13
(сбит51) Земляков Виктор Николаевич (378-я ОШАП) Су-25 сбит ПЗРК в районе Бараки (Афганистан). Пилот погиб;
1987г., октябрь 22
(сбит52) Ан-26 (50-й ОСАП) сбит ПЗРК при заходе на посадку аэродрома Джелалабад (Афганистан)[9]. Погибли 8 членов экипажа и пассажиры;
1987г., октябрь 27
(сбит53) Су-17МЗР (263-я ОТРАЭ) сбит ПЗРК в провинции Кунар (Афганистан)[10]. Пилот погиб (предположительно);
1987г., декабрь 21
(сбит54) Ан-26 (50-й ОСАП) сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Баграм (Афганистан). Погиб 1 член экипажа;
1988г.
1988г., январь 12
(сбит55) Юрчук Сергей (274-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 сбит ПЗРК в Панджшерском ущелье (Афганистан). Пилот выжил;
1988г., апрель 18
(сбит56) Кругляков Павел Николаевич (979-й ИАП) на истребителе МиГ-23МЛД сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Кандагара (Афганистан). Пилот погиб;
1988г., июнь 07
(бомбежка0). ψСу-25 сгорел на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кандагар;
1988г., июнь 23
(бомбежка1). ψВосемь Су-25 (378-й ОШАП) уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кабул;
1988г., июнь 24
(сбит57) Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиационный полк) сбит огнём из стрелкового оружия в районе Баграм. Погибли 5 членов экипажа;
1988г., август 04
(сбит58) Самолёт Су-25 А.В.Руцкого сбит в районе Хоста истребителем F-16 ВВС Пакистана. А.В.Руцкой 5 дней уходил от преследования, пройдя 28 км, после чего попал в плен к афганским душманам. По словам самого А.Руцкого, ему от пакистанцев поступали предложения выехать в Канаду, но он отказался. 16 августа 1988 был передан пакистанскими властями советским дипломатическим представителям в Исламабаде. 08.12.1988 указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза;
1988г., сентябрь 28
(ист6 ) Пара советских МиГ-23МЛД сбила 2 иранских вертолёта AH-1J «Супер Кобра» производства США, нарушивших воздушное пространство СССР;
1989г.
1989г., январь 07
(сбит59) Гордиенко (378 ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит ПЗРК в районе Пагман (Афганистан). Пилот погиб;
1990г.
1994г., декабрь (чсло не установлено)
(сбит60) В Чечне выстрелом из РПГ был сбит вертолет Ми-8МТ, перевозивший раненных. Все погибли[11];
1991г.
1992г.
1992г., октябрь 05
(ист7 ) Во время грузино-абхазского конфликта вертолет Ми-24 пушечным огнём сбивает грузинский Ми-24;
1994г.
1994г., сентябрь 30
{бом3} Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на аэродром Грозного;
1994г., октябрь 10
{бом4} Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на позиции чеченских террористов;
1994г., октябрь 25
{бом5} Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на аэродром Грозного;
1994г., ноябрь 23
{бом6} Вертолеты Ми-24 совместно с штурмовиками Су-25 нанесли удар по танковому полку в г.Шали (Чеченская республика). Уничтожен 21 танк и 4 БТР;
1994г., ноябрь 25
{бом7} Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на аэродром Грозного;
1994г., декабрь
(ист8 ) Вертолет Ми-24В на догонном курсе с помощью ракеты Р-63 сбивает Ан-12, который перевозил террористам в Чечне оружие и деньги;
(сбит61) В Чечне выстрелом из РПГ был сбит вертолет Ми-8МТ, перевозивший раненных. Все погибли[12];
1995г.
1995г., январь 25
(сбит62) В Чечне сбит Ми-24. Экипаж погиб[13].
(сбит63) В Чечне сбит второй Ми-24. Экипаж погиб.
1995г., февраль 04
(сбит64) При выполнении боевой задачи в районе населенного пункта Чечен-Аул был сбит самолет Су-25, пилотируемый майором Николаем Баировым. Пилот пропал безвести;
1995г., май 05
(сбит65) Пара штурмовиков Су-25 совершала патрульный полёт в районе населённого пункта Беной (Чечня). Самолёты шли на малой высоте. Когда ведущий, майор В.Сарабеев обогнул возвышавшуюся на пути скалистую гряду, с фланга со склона горы ударил ДШК. Штурмовик скользнул вниз и, ударившись о землю, взорвался. Пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины, и лётчик погиб ещё в воздухе.
1995г., май 24
(сбит66) При ликвидации банды террористов сбит Ми-24. Экипаж погиб вместе с машиной.
1995г., июнь 04
(сбит67) При ликвидации банды в селе Ножай-Юрт сбит Ми-24. Экипаж в составе капитана А.Н.Карпова и лейтенанта В.А.Хохлачёва погиб.
1995г., июнь 09
(сбит68) Бандитами в Чечне сбит транспортный вертолёт Ми-8. Погибли майор Н.А.Мальков и капитан В.А.Щеглов.
1999г.
1999г., сентябрь 11
(сбит69) Во время боев в Дагестане с чеченскими боевиками был сбит вертолет Федеральных сил России Ми-8. Погибли все члены экипажа (3 человека).
1999г., октябрь 03
(сбит70) Су-25 ВВС России сбит в Чечне у н.п. Толстой-Юрт. Пилот погиб.
1999г., октябрь 04
(сбит71) В Чечне в районе Урус-Мартана на высоте 300м сбит ПЗРК Су-24МР, который выполнял воздушную разведку в условиях низкой облачности. Один из членов экипажа погиб. Второй член экипажа после долгих поисков освобождён и доставлен в Моздок. Бандиты записали на плёнку зверское убийство человека, выдаваемого ими за второго пилота.
1999г., декабрь 13
(сбит72) В районе Ведено в Чечне при проведении операции по спасению летчика потерпевшего катастрофу Су-25 потерпел катастрофу (по другим данным - сбит) вертолет Ми-8.
[1] По другим данным это произошло 17.06.1983г.
[2] Жирохов М. А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989 — М.: Центрполиграф, 2012
[3] Описание FIM-43 Redeye // https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/redeye/redeye.shtml
[4] По другим данным это произошло 22 сентября
[5] По другим данным это произошло 22 сентября
[6] По другим данным это произошло 19 июня.
[7] По другим данным это произошло 20 июля.
[8] Экспортный вариант первого советского истребителя-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-17
[9] Возможно 23 октября
[10] По другим данным 28 октября
[11] Кондратьев В. Грозное небо над Чечнёй // Крылья Родины 1,2/96
[12] Кондратьев В. Грозное небо над Чечнёй // Крылья Родины 1,2/96
[13] Кондратьев В. Грозное небо над Чечнёй // Крылья Родины 1,2/96