Хронология ежедневных известных

боевых побед и потерь авиации СССР и Российской авиации

1983 - 1999

При использовании ссылка обязательна
 

1983г.

 1983г., февраль 15

(сбит0)          Ан-12 (111-й ОСАП) сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Джелалабада(Афганистан). Все члены экипажа: м-р Самылин Н., к-н Котляр Н., ст. л-т Кулик С., к-н Дрикер Е., ст. л-т Соловьёв С. погибли;

 1983г., апрель 26

(сбит1)          Константинов В. (старший лейтенант 263-я ОТРАЭ) на истребителе МиГ-21 сбит ДШКв районе Кабула (Афганистан). Пилот погиб;

 1983г., июль 02

(сбит2)          Ан-12 (50-й ОСАП) сбит огнём ДШК на взлёте с аэродрома Джелалабад (Афганистан)[1]. Все находившиеся на борту погибли (8 человек);

 1983г., август 18

{бом0}        Дудченко, Костяев Валерий Александрович (156 АПИБ) на истребителях-бомбардировщиках Су-17М-3 в районе Кандагара (Афганистан) бомбят цель;

{бом1}        см.выше;

(сбит3)          Костяев Валерий Александрович (156 АПИБ) на истребителе-бомбардировщике Су-17М-3 в районе Кандагара (Афганистан) сбит огнем ДШК при пикировании на цель. Пилот погиб[2];

 1983г., сентябрь 01

(ист1 )            Пассажирский самолёт Боинг 747-230B (номер HL-7442, авиакомпания «Korean Airlines», Южная Корея) существенно отклонился от своего курса и был сбит перехватчиком Су-15 (пилот — Геннадий Осипович) над Сахалином. Погибло 269 человек, однако ни одного погибшего обнаружить так и не удалось. Существуют многочисленные неофициальные версии этого инцидента, согласно которым, полёт Боинга 747 был частью широкомасштабной операции американских спецслужб;

 1983г., октябрь 20

(сбит4)          МиГ-21бис (927-й ИАП) подбит ДШК юго-западнее Бамиана (Афганистан), загорелся. Пилот катапультировался и выжил;

 1983г., декабрь 19

(сбит5)          Алексенко А.И. (старший лейтенант, 156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М-3 сбит ПЗРК в районе Баграма. Пилот выжил;

1984г.

 1984г., январь 15

1984г., январь 16

(сбит6)          Рубан П.В. (подполковник, 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья) на штурмовике Су-25 в районе Ургун (Афганистан) сбит ПЗРК (по другим данным — ДШК). Летчик погиб;

1984г., январь 17

{бом2}        Группа самолетов: 2 МиГ-21 бис (927-й ИАП) и 4 Су-17МЗ (156-й ИБАП) наносят удар в 35 км южнее Шинданта;

(сбит7)          Нагибин Николай Фёдорович (майор, начальник разведки 156-го ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М3 при выходе из боевого пикирования при наносении удара в 35 км южнее Шинданта в горном районе был сбит пулеметным огнем с земли. Летчик погиб;

1984г., январь 18

(сбит8)          Ан-12 (930-й ВТАП) сбит огнём с земли южнее Мазари-Шарифа. Погибли все находишиеся на борту (8 человек);

 1984г., апрель 09

(сбит9)          Мухин А.И. (майор, 156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 сбит огнём ДШК при заходе на цель в районе Кандагара. Лётчик катапультировался и выжил;

1984г., апрель 21

(сбит10)       Корж (263-я ОРАЭ) на разведчике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 при атаке каравана в Панджерском ущелье сбит ДШК. Пилот погиб;

1984г., апрель 25

(сбит11)       Соколов Сергей Александрович (156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 потерян в районе Баграма, предположительно сбит ПЗРК. Пилот катапультировался, вступил в бой с моджахедами был тяжело ранен, но был спасён экипажем ПСО и выжил;

 1984г., май 13

(сбит12)       Бузов Геннадий (начальник штаба полка, подполковник, 156-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3 сбит огнём ДШК юго-западнее Герата. Лётчик катапультировался и выжил;

1984г., май 25

(сбит13)       Разведчик с изменяемой стреловидностью крыла Су-17М3Р (263-я ОТРАЭ) сбит ДШК в Панджшерском ущелье. Пилот погиб;

 1984г., июнь 15

(сбит14)       Истребитель МиГ-21бис (927-й ИАП) сбит в районе Баграма. Пилот выжил;

1984г., июнь 23

(сбит15)       Сминов В., капитан, командир Ми-24В, который в Афганистане подвергся обстрелу 12-ти ракет ПЗРК Дженерал Дайнемикс FIM-43 Рэдай (Redeye) (!!) из которых 4 попали в вертолет: одна ракета врезалась и не взорвалась, другая пробила брешь в ЭВУ, третья разорвалась на бронеплите двигателя, не причинив ему серьезного вреда, взрыватель четвертой сработал у кормы вертолета, вызвав утечку топлива и пожар; остальные ракеты не попали в цель. Несмотря на четыре попадания и пожар командир дотянул до аэродрома и благополучно посадил его. После ремонта вертолет Ми-24В продолжил боевые полеты[3];

 1984г., октябрь 18

(сбит16)       Штурмовик Су-25 (378-й ОШАП) был потерян в Афганистане. Летчик погиб;

1984г., декабрь 10

(сбит17)       Заздравнов Владимир Иванович (378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит огнём с земли над Панджшерским ущельем (Афганистан). Летчик погиб;

1985г.

1985г., январь 22

(сбит18)       Ан-26РТ (самолёт ретранслятор, оборудован станцией «Инжир», 50-й ОСАП) сбит ПЗРК в районе Джебаль-Уссардж. Погибли все находившиеся на борту (7 человек);

1985г., март 11

(сбит19)       Горбачевский А.С., капитан, командир экипажа, Иванов В.А., старший лейтенант, второй пилот (50-й ОСАП) на самолете-фоторазведчике Ан-30Б подбиты ПЗРК над Панджшерским ущельем (попадание в левый двигатель); возник пожар на борту, самолет разбился при попытке экипажа совершить посадку на аэродром Баграма (Афганистан). Погибли оба пилота, четыре члена экипажа спаслись, покинув самолёт на парашютах перед заходом на посадку;

1985г., июнь 21

(сбит20)       МиГ-23МЛД (многоцелевой истребитель, 982-й ИАП) сбит предположительно зенитным огнём в районе Калат (Афганистан). Пилот погиб;

1985г., июль 11

(сбит21)       Ан-12 (транспортный самолет, 111-й ОСАП) сбит ПЗРК при взлете с аэродрома Кандагар (Афганистан)[4]. Погибли 14 человек;

1985г., июль 22

(сбит22)       Шумихин Сергей Викторович (старший лейтенант, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит огнём с земли над Панджшерским ущельем (Афганистан). Пилот погиб;

1985г., июль 23

(сбит23)       МиГ-23МЛД (многоцелевой истребитель, 905-й ИАП) сбит огнём ДШК при перелёте из Афганистана в Талды-Курган (Казахстан). Пилот погиб;

1985г., декабрь 16

(сбит24)       Су-17М3Р (разведчик с изменяемой стреловидностью крыла, 263-й ОТРАЭ) сбит ДШК в долине Бамиан (Афганистан)[5]. Пилот выжил;

1985г., декабрь 27

(сбит25)       Левченко А. (подполковник, 982-й ИАП) на многоцелевом истребителе МиГ-23МЛД сбит огнём горной зенитной установки над Джабаль-Уссардж (Афганистан). Пилот погиб;

1986г.

1986г., апрель 03

(сбит26)       Покатаев Евгений Александрович (старший лейтенант, 263-й ОТРАЭ) на истребителе-бомбардировщике Су-17 сбит ДШК юго-западнее Гардеза (Афганистан). Пилот погиб;

1986г., апрель 06

(сбит27)       Руцкой Александр Владимирович (378-й ОШАП, будущий вице-презедент России) на штурмовике Су-25 во-время 360-го вылета был сбит ПЗРК Дженерал Дайнемикс FIM-43 Рэдай (Redeye) в районе Джавара (Афганистан). При ударе о землю Руцкой серьёзно повредил позвоночник и получил ранение в руку, но в дальнейшем вернулся в строй;

1986г., апрель 18

(сбит28)       Осипов К.Л. (майор, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 "Грач" подбит ДШК, но совершил посадку насвоём аэродроме. Пилот не пострадал;

1986г., май 17

(сбит29)       Су-17МЗ (136-я ИБАП) сбит ДШК в районе Баграма (Афганистан). Пилот выжил;

1986г., август 16

(сбит30)       Су-17МЗР (263-я ОТРАЭ) сбит ПЗРК или ДШК юго-западнее Джелалабада (Афганистан). Пилот выжил;

1986г., август 23

(сбит31)       Смирнов А. Г. (капитан, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 "Грач" сбит ПЗРК в районе афгано-иранской границы. Пилот выжил;

1986г., сентябрь 22

(сбит32)       Александров (капитан, 263-я ОТРАЭ) на Су-17МЗР во время разведывательного вылета в районе Бамиана (Афганистан) получил боевые повреждения от огня с земли. Самолет разбился при посадке, а пилот выжил;

1986г., октябрь 22

(сбит33)       Су-17МЗР (263-я ОТРАЭ) сбит в районе афгано-пакистанской границы. Пилот выжил;

1986г., ноябрь 18

(сбит34)       Штурмовик Су-25 "Грач" (378-й ОШАП) сбит ПЗРК. Пилот выжил;

1986г., ноябрь 20

(сбит35)       Алешин Игорь Викторович (старший лейтенант, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 "Грач" сбит в районе Саланга. Пилот погиб;

1986г., ноябрь 29

(сбит36)       Ан-12 (50-й ОСАП) сбит ПЗРК при взлете с аэродрома Кабул. Погибли экипаж и пассажиры (около 30 человек);

1986г., декабрь 03

(сбит37)       Штурмовик Су-25 "Грач" (378-й ОШАП) сбит ПЗРК западнее Кабула. Пилот выжил;

(сбит38)       Второй за день штурмовик Су-25 "Грач" (378-й ОШАП) сбит ПЗРК западнее Кабула. Пилот выжил;

1986г., декабрь 26

(сбит39)       Ан-26РТ (50-й ОСАП) сбит двумя ПЗРК. Погиб член экипажа;

 

1987г.

1987г., январь 21

(сбит40)       Павлюков Константин Григорьевич (378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит ПЗРК в районе Баграма. Пилот катапультировался и погиб на земле в бою с противником;

1987г., январь 28

(сбит41)       Штурмовик Су-25 (378-й ОШАП) сбит ПЗРК в районе Хоста. Пилот катапультировался и спасен;

1987г., февраль 05

(сбит42)       Бурак Мирослав Михайлович (капитан, 378-й ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит и погиб;

1987г., апрель 02

(сбит43)       Штурмовик Су-25 (378-й ОШАП) сбит ПЗРК. Пилот спасен;

1987г., апрель 12

(сбит44)       Шломин В. (подполковник, комэск 136-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М3 сбит ПЗРК северо-западнее Кандагара. Пилот спасен;

1987г., апрель 15

(сбит45)       Чистеев М. командир экипажа, старший лейтенант, Поваренков С.В. штурман, капитан (87-й ОРАП), выполняя на задание по разведке местности южнее Мазари-Шарифа в районе кишлака Рахмат-Абад их самолет-разведчик Як-28Р был поражен ракетой ПЗРК «Блоупайп», экипаж катапультировался. В нарушение требований экипажу не было выдано оружие. Оба летчика попали в плен и были убиты;

1987г., апрель 16

(сбит46)        Фурса Л. (командир 190-го ИАП) на многоцелевом истребителе МиГ-23МЛД в районе Джавары сбит огнём горной зенитной установки. Пилот выжил;

1987г., май 16

(сбит47)        Александров Михаил Александрович (капитан, 263-я ОТРАЭ) на самолете-разведчике Су-17М3Р сбит ПЗРК юго-западнее Кабула. Пилот выжил;

1987г., июнь 01

(сбит48)       Су-25 (378-й ОШАП) сбит в районе Кандагара. Пилот ктапультировался и спасен;

1987г., июнь 16

(сбит49)       Стрибный Ю. (капитан, 136-й ИБАП) на штурмовике Су-25 сбит ДШК западнее Кандагара[6]. Пилот ктапультировался и спасен;

1987г., август 20

(сбит50)       Палтусов Владимир Александрович (старший лейтенант, 377-й ШАП) на штурмовике Су-25 при взлете с аэродрома Газни был обстрелян из ДШК[7]. Пуля пробила трубопровод питания летчика кислородом. Самолет разбился, пилот погиб;

1987г., август

(ист2 )            Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над афганским Су-22[8] советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;

(ист3 )            Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над вторым афганским Су-22 советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;

(ист4 )            Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над третим афганским Су-22 советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;

(ист5 )            Советский истребитель МиГ-29 одержал победу над четвертым афганским Су-22 советского производства, пытавшийся атаковать резиденцию афганского президента;

1987г., сентябрь 13

(сбит51)       Земляков Виктор Николаевич (378-я ОШАП) Су-25 сбит ПЗРК в районе Бараки (Афганистан). Пилот погиб;

 1987г., октябрь 22

(сбит52)       Ан-26 (50-й ОСАП) сбит ПЗРК при заходе на посадку аэродрома Джелалабад (Афганистан)[9]. Погибли 8 членов экипажа и пассажиры;

1987г., октябрь 27

(сбит53)       Су-17МЗР (263-я ОТРАЭ) сбит ПЗРК в провинции Кунар (Афганистан)[10]. Пилот погиб (предположительно);

 1987г., декабрь 21

(сбит54)       Ан-26 (50-й ОСАП) сбит ПЗРК после взлёта с аэродрома Баграм (Афганистан). Погиб 1 член экипажа;

 

1988г.

 1988г., январь 12

(сбит55)       Юрчук Сергей (274-й ИБАП) на истребителе-бомбардировщике Су-17М4 сбит ПЗРК в Панджшерском ущелье (Афганистан). Пилот выжил;

 1988г., апрель 18

(сбит56)       Кругляков Павел Николаевич (979-й ИАП) на истребителе МиГ-23МЛД сбит ПЗРК при заходе на посадку в районе Кандагара (Афганистан). Пилот погиб;

 1988г., июнь 07

(бомбежка0).     ψСу-25 сгорел на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кандагар;

1988г., июнь 23

(бомбежка1).     ψВосемь Су-25 (378-й ОШАП) уничтожены на земле в результате ракетного обстрела аэродрома Кабул;

1988г., июнь 24

(сбит57)       Ан-26 (50-й отдельный смешанный авиационный полк) сбит огнём из стрелкового оружия в районе Баграм. Погибли 5 членов экипажа;

1988г., август 04

(сбит58)       Самолёт Су-25 А.В.Руцкого сбит в районе Хоста истребителем F-16 ВВС Пакистана. А.В.Руцкой 5 дней уходил от преследования, пройдя 28 км, после чего попал в плен к афганским душманам. По словам самого А.Руцкого, ему от пакистанцев поступали предложения выехать в Канаду, но он отказался. 16 августа 1988 был передан пакистанскими властями советским дипломатическим представителям в Исламабаде. 08.12.1988 указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза;

1988г., сентябрь 28

(ист6 )            Пара советских МиГ-23МЛД сбила 2 иранских вертолёта AH-1J «Супер Кобра» производства США, нарушивших воздушное пространство СССР;

 

1989г.

1989г., январь 07

(сбит59)       Гордиенко (378 ОШАП) на штурмовике Су-25 сбит ПЗРК в районе Пагман (Афганистан). Пилот погиб;

 

1990г.

1994г., декабрь (чсло не установлено)

(сбит60)       В Чечне выстрелом из РПГ был сбит вертолет Ми-8МТ, перевозивший раненных. Все погибли[11];

1991г.

 

1992г.

 1992г., октябрь 05

(ист7 )               Во время грузино-абхазского конфликта вертолет Ми-24 пушечным огнём сбивает грузинский Ми-24;

1994г.

 1994г., сентябрь 30

{бом3}                      Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на аэродром Грозного;

 1994г., октябрь 10

{бом4}                      Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на позиции чеченских террористов;

1994г., октябрь 25

{бом5}                      Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на аэродром Грозного;

 1994г., ноябрь 23

{бом6}                      Вертолеты Ми-24 совместно с штурмовиками Су-25 нанесли удар по танковому полку в г.Шали (Чеченская республика). Уничтожен 21 танк и 4 БТР;

1994г., ноябрь 25

{бом7}                      Вертолеты Ми-24 осуществили штурмовой налет на аэродром Грозного;

1994г., декабрь

(ист8 )               Вертолет Ми-24В на догонном курсе с помощью ракеты Р-63 сбивает Ан-12, который перевозил террористам в Чечне оружие и деньги;

(сбит61)       В Чечне выстрелом из РПГ был сбит вертолет Ми-8МТ, перевозивший раненных. Все погибли[12];

1995г.

 1995г., январь 25

(сбит62)       В Чечне сбит Ми-24. Экипаж погиб[13].

(сбит63)       В Чечне сбит второй Ми-24. Экипаж погиб.

 1995г., февраль 04

(сбит64)       При выполнении боевой задачи в районе населенного пункта Чечен-Аул был сбит самолет Су-25, пилотируемый майором Николаем Баировым. Пилот пропал безвести;

 1995г., май 05

(сбит65)       Пара штурмовиков Су-25 совершала патрульный полёт в районе населённого пункта Беной (Чечня). Самолёты шли на малой высоте. Когда ведущий, майор В.Сарабеев обогнул возвышавшуюся на пути скалистую гряду, с фланга со склона горы ударил ДШК. Штурмовик скользнул вниз и, ударившись о землю, взорвался. Пули пробили небронированное боковое стекло фонаря кабины, и лётчик погиб ещё в воздухе.

1995г., май 24

(сбит66)       При ликвидации банды террористов сбит Ми-24. Экипаж погиб вместе с машиной.

 1995г., июнь 04

(сбит67)       При ликвидации банды в селе Ножай-Юрт сбит Ми-24. Экипаж в составе капитана А.Н.Карпова и лейтенанта В.А.Хохлачёва погиб.

1995г., июнь 09

(сбит68)       Бандитами в Чечне сбит транспортный вертолёт Ми-8. Погибли майор Н.А.Мальков и капитан В.А.Щеглов.

1999г.

 1999г., сентябрь 11

(сбит69)       Во время боев в Дагестане с чеченскими боевиками был сбит вертолет Федеральных сил России Ми-8. Погибли все члены экипажа (3 человека).

 1999г., октябрь 03

(сбит70)       Су-25 ВВС России сбит в Чечне у н.п. Толстой-Юрт. Пилот погиб.

1999г., октябрь 04

(сбит71)       В Чечне в районе Урус-Мартана на высоте 300м сбит ПЗРК Су-24МР, который выполнял воздушную разведку в условиях низкой облачности. Один из членов экипажа погиб. Второй член экипажа после долгих поисков освобождён и доставлен в Моздок. Бандиты записали на плёнку зверское убийство человека, выдаваемого ими за второго пилота.

 1999г., декабрь 13

(сбит72)       В районе Ведено в Чечне при проведении операции по спасению летчика потерпевшего катастрофу Су-25 потерпел катастрофу (по другим данным - сбит) вертолет Ми-8.

 



[1] По другим данным это произошло 17.06.1983г.

[2] Жирохов М. А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989 — М.: Центрполиграф, 2012

[3] Описание FIM-43 Redeye // https://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/redeye/redeye.shtml

[4] По другим данным это произошло 22 сентября

[5] По другим данным это произошло 22 сентября

[6] По другим данным это произошло 19 июня.

[7] По другим данным это произошло 20 июля.

[8] Экспортный вариант первого советского истребителя-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла Су-17

[9] Возможно 23 октября

[10] По другим данным 28 октября

[11] Кондратьев В. Грозное небо над Чечнёй // Крылья Родины 1,2/96

[12] Кондратьев В. Грозное небо над Чечнёй // Крылья Родины 1,2/96

[13] Кондратьев В. Грозное небо над Чечнёй // Крылья Родины 1,2/96