Хронология ежедневных известных

боевых побед и потерь авиации СССР

1965 - 1982

 

При использовании ссылка обязательна

 

(ист0) наша победа

{бом0}   Наша бомбардировка, штурмовка

(бомбежка0).     Бомбардировка наших объектов

(сбит0)     сбит противником, в т.ч. и зенитным огнем

Ϟ – по данным противника

!! – особый, необычный случай

+ - проверено;

 

1965г.

1965г., декабрь 14

(ист1 )            МиГ-17Ф сбил американский разведчик RB-57F (по другим данным сбит ракетой);

 

1966г.

1967г.

1967г., июнь 28

(ист2 )            Лёгкий самолёт L-20 (Имперские ВВС Ирана) вторгся в воздушное пространство СССР и принуждён к посадке истребителем МиГ-17 (пилот — Степанов, 156-й ИАП).

 

1968г.

1968г., июль 01

(ист3 )            Инцидент с американским DC-8, который имея на борту более 100 военнослужащих армии США, пересек границу в районе Курильских островов. В 9:01 по тревоге были подняты истребители ПВО МиГ-17 (летчики капитаны Ю.Б. Александров и В.А. Игонин), которые попытались принудить “Дуглас” к посадке на один из советских аэродромов, но тот продолжал лететь своим курсом, не подчиняясь командам. Только когда на помощь пришла еще одна пара перехватчиков (м-р И.Ф. Евтушенко и к-н И.К. Мороз), экипаж DC-8 проявил уступчивость. Уже в 10:40 американцев посадили на один из военных аэродромов на острове Итуруп. Самолет перевозил во Вьетнам более двухсот отпускников, 3 генералов и кордебалет. После расследования обстоятельств происшествия самолет, экипаж и все пассажиры были выданы властям США.

 

1969г.

 


1970г.

1970г., март (чсло не установлено)

(сбит1)          Наши летчики воюют в Египте против Израиля (т.е. против своих недавних соотечественников, с которыми воевали против фашистов). В это время израильтяне активно практикуют использование демонстрационных и ударных групп, каждый раз разыгрывая сложные комбинации, что позволяло им добиваться успехов. Так, в одном из боев восемь МиГ-21 во главе с капитаном Каменевым вылетели на перехват группы израильских самолетов. Наведение истребителей осуществлялось по командам РЛС. В это время другая группа "Фантомов", используя предельно малые высоты, сумела, оставаясь незамеченной для летчиков и наземных радаров, сблизиться с МиГами на дистанцию ракетного пуска и, по образному выражению участника событий летчика И.И.Колесова, "из-за угла" произвести ракетный залп. В результате четыре МиГ-21 были сбиты, летчики Журавлев, Яковлев и Юрченко погибли, четвертому пилоту удалось благополучно катапультироваться. На помощь товарищам взлетели на старых египетских МиГ-21Ф-13, уже несколько месяцев стоящих зачехленными на краю стоянки, летчики Колесов и Пушкарский, однако израильские самолеты, не вступая в ближний бой, скрылись на востоке.

Всего в ходе боевых действий с марта 1970 по март 1971 г. погибло семь (по другим сведениям - девять) советских летчиков.

(сбит2)          см. выше

(сбит3)          см. выше

(сбит4)          см.выше

(сбит5)          см.выше

(сбит6)          см.выше

(сбит7)          см.выше

(сбит8)          см.выше

(сбит9)          см.выше

 

1970г., апрель 13

(ист4 )            В ходе воздушного боя над побережьем Красного моря, советские МиГ-21 сбили два израильских истребителя F-4 «Фантом»[1].

1970г., апрель 18

(ист5 )            Советский МиГ-21 ракетой подбил израильский разведчик RF-4E «Фантом»[2].

1970г., июнь 22

(ист6 )            Советский МиГ-21 ракетой подбил израильский израильский штурмовик A-4 «Скайхок».

1970г., июль 23

(ист7 )            Советский МиГ-21 ракетой подбил израильский израильский штурмовик A-4 «Скайхок».

1970г., июль 25

(ист8 )            Советский МиГ-21 ракетой сбил израильский израильский штурмовик A-4 «Скайхок».

1970г., июль 30

(ист9 )            Советский МиГ-21 подбил израильский «Мираж III».

(сбит10)       Советские МиГ-21 были пойманы израильтянами в ловушку и в воздушном бою сбили четыре МиГ-21;

(сбит11)       См.выше;

(сбит12)       См.выше;

(сбит13)       См.выше;

1970г., август 07

(ист10 )         Советский МиГ-21 подбил израильский «Мираж III». Это последнее столкновение советских и израильских летчиков. Боевые действия наших летчиков против летчиков потомков, сражавшихся на нашей стороне во в время Великой Отечественной войны не имеет оправдания;

1970г., октябрь 21

(ист11 )         Самолет связи ВВС CШA типа Beechcraft U-8 пересек границу в Армении и углубился на советскую территорию. Вылетевшие на перехват истребители МиГ-17 заставили нарушителя сесть на аэродроме г.Ленинакан (ныне г.Гюмри). В американский экипаж входили: два генерала армии США - Шерер и Мак-Куэри, пилот самолета майор ВВС США Рассел и полковник армии Турции Допели - все они были задержаны и после короткого расследования в ноябре того же года выданы властям США;

 

1971г.

1972г.

1973г., ноябрь 28

(ист12 )         Разведывательный самолёт RF-4C «Фантом II» (Имперские ВВС Ирана) вторгся в воздушное пространство СССР в Закавказье. Перехвативший его истребитель МиГ-21СМ (взлетел с аэродрома Вазиани, Грузия) выпустил ракету Р-3, но она прошла мимо, а вторая не сошла с направляющих. После этого пилот Елисеев Геннадий Николаевич воспользовался пушкой, но она заклинила после первой очереди. Другого выбора не было и Г.Елисеев совершил сверхзвуковой воздушный таран, нанеся удар крылом по хвостовому оперению. Это был первый в истории советской авиации воздушный таран нарушителя границы на реактивном истребителе. МиГ-21 Г.Елисеева после тарана врезался в гору, пилот погиб. Геннадий Елисеев за свой перехват был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Экипаж иранского самолёта (иранец и американец) катапультировался и был освобождён советской стороной через две недели (иранский пилот впоследствии погиб в ирано-иракской войне).

Позже, когда комиссия тщательно изучит все обстоятельства, виновными в отказе вооружения признают авиатехника по вооружению и техника эскадрильи. Они будут осуждены и получат десять лет и три года тюрьмы соответственно;

1976г.

1976г., (месяц и дата не установлена)

(сбит14)       Ракетой AIM-7E "Спэрроу"[3] истребителю F-4E иранских ВВС удалось сбить наш МиГ-25, совершавший разведывательный полет над территорией Ирана.

 

 

 

 

Рис.1.                        МиГ-25

 

1978г.

1978г., апрель 20

(ист13 )         Пассажирский самолёт Боинг 707 (номер HL-7429, авиакомпания «Korean Air Lines», Южная Корея) с 97 пассажирами на борту, выполнявший рейс 902 по маршруту Париж—Анкоридж—Сеул, отклонился от своего маршрута на 200 км и вторгся в воздушное пространство СССР в районе Мурманска. Будучи перехваченным советским Су-15ТМ (пилот — А.Босов), на сигналы не реагировал, и попытался уйти в сторону Финляндии (согласно советской версии, которая отвергалась командиром Боинга, Ким Чань Ки). В 21 час 42 минуты перехватчик выпустил одну ракету, которая взорвалась возле крайнего левого двигателя Боинга, оторвав часть крыла длиной 3-4 м (по некоторым данным, было выпущено две ракеты, одна из которых прошла мимо цели). Кроме того, произошла разгерметизация пассажирского салона, самолёт начал резкое снижение и был потерян Босовым из виду.

Повреждённый Боинг позднее был перехвачен ещё одним Су-15 (пилот — Анатолий Керефов) и в 23 часа 5 минут совершил вынужденную посадку на лёд озера Корпиярви возле посёлка Лоухи. Вскоре он был обнаружен советской поисковой группой.

Погибли 2 человека из числа пассажиров.

 1978г., июль 21

(ист14 )         Четыре транспортных вертолёта CH-47 «Чинук» (Имперская армия Ирана) вторглись в воздушное пространство СССР над Туркменистаном. Они были перехвачены истребителем МиГ-23 (пилот — Шкиндер В.), сбившим один вертолёт ракетами (8 членов экипажа погибли), и повредившим другой вертолёт огнём из авиапушки. Повреждённый CH-47 совершил вынужденную посадку на территории СССР. Впоследствии машина и члены экипажа были возвращены в Иран.

 

 

Рис.2.                        МиГ-23

 1979г. Афганская война

 

 


1980г.

 1980г., январь 21

(сбит15)       Вертолет Ми-24 "Крокодил", осуществляя воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущелье подбит в результате обстрела из крупнокалиберного пулемета. Экипаж сумел привести вертолет на базу. Но авиатехник старший лейтенант Сапрыкин А.Н. получил смертельное ранение;

 1980г., февраль 13

(сбит16)       Хрулев С.И. (292-й ОВП) командир вертолета Ми-24В "Крокодил", осуществляя воздушную поддержку группы десанта в Панджшерском ущелье (25 км южнее Джелалабада) на предельно малой высоте во время виража получил смертельное ранение в голову (пуля попала через боковой, тогда еще небронированный, блистер). Экипаж погиб;

 1980г., август 01

(сбит17)       Чешенко Л.А. (старший лейтенант, 115-й ГвИАП) на истребителе МиГ-21бис сбит ДШК в районе Джабаль-Уссарадж (Афганистан). Пилот погиб;

 1980г., сентябрь 09

(сбит18)       Горячковский В. В. (капитан, 263-я ОТРАЭ) на самолете-разведчике МиГ-21Р сбит огнём с земли между Газни и Кабулом (Афганистан). Пилот погиб;

 1980г., ноябрь 12

(сбит19)       МиГ-21бис (115-й ГвИАП) сбит огнём с земли в районе Файзабад (Афганистан). Пилот выжил;

1981г.

 1981г., февраль 13

(сбит20)       Израильский F-15A используя тактику «засады», ракетой AIM-7F «Спэрроу» с большой дистанции сбил сирийский МиГ-25П, который возможно пилотировал наш летчик;

 1981г., июнь 15

(сбит21)       МиГ-21УБ (27-й ГвИАП) сбит огнём с земли в районе Тора-Бора (Афганистан). Один член экипажа погиб, второй (к-н Корчинский) попал в плен. Позже возвращен на Родину в результате обмена;

 1981г., июль 18

(ист15 )         Советский перехватчик Су-15ТМ (пилот — Валентин Куляпин) совершил таран транспортного самолёта CL-44 (номер LV-JTN, авиакомпания «Transportes Aereo Rioplatense», Аргентина), совершавшего тайный транспортный рейс по маршруту Тель-Авив—Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство СССР (Армянской ССР). Все 4 члена экипажа CL-44 погибли, включая подданного Великобритании. Куляпин успешно катапультировался, за таран был награждён орденом Красного Знамени;

1981г., июль 29

(ист16 )         Сирийский перехватчик МиГ-25П, возможно пилотируемый нашим летчиком в воздушном бою в результате обмена ракетными ударами сбил израильский F-15A;

(сбит22)       Израильский F-15A в воздушном бою в результате обмена ракетными ударами сбил сбил сирийский МиГ-25П, который возможно пилотировал наш летчик;

1982г.

 1982г., май 27

(сбит23)       Срыбный А.И. (капитан, 27-й ГвИАП) на истребителе МиГ-21 сбит огнём с земли (прямое попадание в подвешенную авиабомбу) в Афганистане. Пилот погиб;

 1982г., август 13

(сбит24)       Миронов А.Ж. (старший лейтенант, 263-я ОТРАЭ) на истребителе МиГ-21Р потерян при нанесении удара по наземной цели в Афганистане. Пилот погиб;

1982г., август 18

(сбит25)       Истребитель МиГ-21бис (145-я ИАП) сбит в районе Баграма (Афганистан). Пилот выжил;

1982г., август 30

(сбит26)       Лабинцев Виктор Николаевич (263-я ОТРАЭ) на истребителе МиГ-21Р, получив боевые повреждения разбился при посадке на свой аэродром (Афганистан). Пилот умер в госпитале от ожогов;

 1982г., октябрь 24

(сбит27)        Яассон Олев Оттович (майор, 263-я ОТРАЭ) на истребителе МиГ-21Р сбит огнём ДШК (Афганистан). Пилот погиб;

 1982г., декабрь 04

{бом1}        Группа истребителей-бомбардировщиков 136-го АПИБ на истребителе-бомбардировщике Су-17М-3 в Афганистане бомбят цель;

(сбит28)       Гавриков Виктор, Хлебников Игорь (136 АПИБ) на истребителе-бомбардировщике Су-17М-3 (спарка) в Афганистане при доразведке результатов удара сбит очередью из ДШК в район кабины. Пилоты погибли[4];



[1] информация требует проверки

[2] информация требует проверки

[3] Воробей (англ.)

[4] Жирохов М. А. Опасное небо Афганистана. Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне. 1979-1989 — М.: Центрполиграф, 2012