Хронология ежедневных известных

боевых побед и потерь авиации СССР

1954 - 1964

При использовании ссылка обязательна

 

 

(ист0) наша победа

{бом0}   Наша бомбардировка, штурмовка

(бомбежка0).     Бомбардировка наших объектов

(сбит0)     сбит противником, в т.ч. и зенитным огнем

Ϟ – по данным противника

!! – особый, необычный случай

+ - проверено;

 

1954г.

1954г., апрель 29

(ист1 )            Разведывательный самолёт RB-45C «Торнадо»[1] (Королевские ВВС Великобритании) едва не был сбит огнём ПВО в районе Киева (куда добрался!) и прекратил выполнение задания.

1954г., май 08[2]

(ист2 )            В районе Кольского полуострова в наше воздушное пространство вторглись 2 бомбардировщика B-47. Сначала нарушителей атаковала пара МиГ-17 (одним из командиров был капитан М.Китайчик – лучший снайпер авиации Северного флота). Огонь велся с большой дистанции, атака была безрезультатной. Повторная атака еще одного МиГ-17 также не принесла успеха. Американец сумел уйти на свою базу в Англию.

По поводу произошедшего имела место большая разборка, в результате которой был снят с должности командующий авиацией Северного флота генерал-лейтенант И.И.Борзов.

1954г., лето

(ист3 )            Начало полетов над территорией СССР на вид безобидных воздушные шары, или, как их называют, - АДА (автоматические дрейфующие аэростаты). Именно с этого года на вооружении западных спецслужб стали появляться аэростаты новой конструкции, которые поднимались на большие высоты, недоступные для истребителей и других огневых средств ПВО. Они имели многокамерные отсеки в оболочке и другие новшества, затруднявшие их обнаружение и уничтожение. Заполнялась оболочка негорючим газом - гелием. В специальном контейнере АДА имели новейшее разведоборудование. Аэростаты запускались с баз в Германии, Норвегии, Италии, Турции, Франции и других стран и проникали на большой высоте (до 30 км) в советское воздушное пространство на сотни километров, ведя воздушную разведку от западных границ до Дальнего Востока. Имевшиеся тогда на вооружении ВВС и ПВО СССР истребители типа МиГ-15, МиГ-17 не могли достать их, т. к. имели потолок перехвата в 15-16 тысяч метров. Некоторые АДА все же перехватывались и сбивались, но большинству удавалось беспрепятственно выполнить свою задачу.

Первый АДА летом 1954 г. уничтожил командир отдельной эскадрильи перехватчиков капитан Л.И.Савичев. Авиачасть была вооружена новыми истребителями МиГ-17П (с РЛС-прицелом). Под городом Черновцы (Украина) летчику удалось сбить аэростат на высоте 10 000м всего 9-ю снарядами, и тот упал на советской территории. Через несколько дней Л.Савичев вновь вылетел на перехват АДА, но на этот раз расправиться с ним не получилось, хотя летчик израсходовал весь боекомплект (150 снарядов). Аэростат начал набирать высоту и достать его стало невозможно.

Средний расход боеприпасов на уничтожение одного аэростата: 1,4 УР класса “воздух-воздух”, 26 HУPC, 112 артиллерийских снарядов.

1954г.,

(ист4 ) В Бакинском округе ПВО в борьбе с АДА отличился летчик Селиванчик, награжденный за сбитие “шара” орденом Красной Звезды.

 1954г., сентябрь 04

(ист5 ) Патрульный самолёт P2V-5 «Нептун» (19-я патрульная эскадрилья ВМС США), совершавший вылет с авиабазы Ацуги, Япония, сбит советскими истребителями МиГ-15 и упал в море. Погиб 1 член экипажа, остальные спасены американским гидросамолётом.

1954г., сентябрь

(ист6 ) В этот день в советское воздушное пространство в районе Находки вторгся нарушитель, что было зафиксировано операторами РЛС, но затем он ушел со снижением в нейтральные воды (на простом языке это означает: самолет сбит). В это же время с учебного бомбометания возвращалась группа Ту-14 46 МТАП ВВС Тихоокеанского флота, причем у замыкающей машины не работал ответчик "Я - свой". На земле же решили, что к морякам пристроился чужой самолет, и в воздух был поднят МиГ-15 капитана Петра Бывшева из 535 ИАП 32-й ИАД. Выйдя на цель, летчик, как он потом докладывал, увидел "двухтурбинный" реактивный самолет незнакомой конструкции и без опознавательный знаков" и принял его за самолёт-нарушитель "Канберра"[3]. Сообщив об этом на КП, он получил "добро" на открытие огня и с первой же очереди сбил наш самолет. Экипаж погиб. Но летчик, несмотря на строгости того времени, к ответственности привлечен не был: Ту-14 выпускался малой серией для морской авиации и поэтому не был известен основной массе личного состава ВВС и войск ПВО. Сам Бывшев вскоре погиб, возвращаясь в сложных метеоусловиях из вылета на перехват очередного нарушителя.

 1954г., ноябрь 07

(ист7 ) Разведывательный самолёт RB-29 «Суперфортресс» сбит советскими истребителями (пилоты — Костин, Сибиряков) над Курильскими островами. Экипаж покинул машину с парашютами, 1 человек утонул после приводнения. Советская сторона заявила, что самолёт находился в воздушном пространстве СССР и вёл огонь по перехватившим его истребителям, американская сторона отвергла эти обвинения;

 

1955г.

             1955г., апрель 17

(ист8 )            Разведывательный самолёт RB-47E «Стратоджет» (4-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) сбит в районе Камчатки советскими истребителями МиГ-15 (пилоты — Коротков, Сажин). Погибли все 3 члена экипажа.

1955г., май 22

(ист9 )            Патрульный самолёт P2V «Нептун» был атакован советскими истребителями МиГ-15 над Беринговым проливом, после чего разбился на острове Святого Лаврентия, Аляска. Среди членов экипажа не было погибших, но все (или почти все) они пострадали. Инцидент произошёл в сложных метеорологических условиях, что затрудняет восстановление картины произошедшего. Дело дошло до международного суда. Но слушания так и состоялись. СССР согласился выплатить 50% от затребованной американской стороной компенсации в 725 тыс. долларов.

По некоторым данным, летчик одного из МиГ-15 катапультировался возле побережья Чукотки из-за нехватки топлива.

1955г., июнь 22[4]

(ист10 )         Патрульный самолёт P2V «Нептун» был сбит парой МиГ-15 над Японским морем.

 

1956г.

1956г., январь 21

(ист11 )         Морозов А.П. (894-й ИАП ПВО) на самолете МиГ-15бис сбил воздушный шар[5];

(ист12 )         Морозов А.П. (894-й ИАП ПВО) на самолете МиГ-15бис сбил второй воздушный шар;

1956г., июль

(ист13 )         В районе г. Находка побит патрульный самолёт P2V «Нептун» парой МиГ-15. Самолет сел на воду и затонул. 1 член экипажа погиб, остальные были спасены американцами.

1956г., сентябрь 10

(ист14 )         Разведывательный самолёт RB-50G ВВС США сбит советскими истребителями над Японским морем. Все 16 членов экипажа погибли. Но американцы официально считают, что причиной потери стал тайфун «Эмма».

1957

1957г., декабрь 24

(ист15 )         Разведывательный самолёт RB-57 (ВВС США) сбит над Чёрным морем советскими истребителями. Экипаж погиб.

 

1958г.

1958г., июнь 27

(ист16 )         Транспортный самолёт C-118[6] ВВС США (сообщалось, что это личный самолёт директора ЦРУ А.Даллеса) во время перелёта с авиабазы Висбаден (ФРГ) в Карачи (Пакистан) непреднамеренно вторгся в воздушное пространство СССР над Арменией и был подбит истребителями МиГ-17П (пилоты — Г.Ф.Светличников, Б.Ф.Захаров). Подбитый совершил аварийную посадку и сгорел. Все 7 членов экипажа выжили и были освобождены через неделю.

 1958г., сентябрь 02

(ист17 )         Разведывательный самолёт C-130A-II «Геркулес» (рег. номер 56-0528, 7406-я эскадрилья боевой поддержки ВВС США), вылетевший с аэродрома Адана, Турция, сбит четырьмя советскими истребителями МиГ-17 (пилоты — Гаврилов, Иванов, Кучеряев, Лопатков) над Арменией. Все 17 членов экипажа погибли, их останки возвращены частично сразу после инцидента, частично — в результате совместных мероприятий в 1998г.

 1958г. ноябрь 07

(ист18 )         В районе г.Вентспилс (Латвия) в главный советский праздник наше воздушное пространство нарушил RB-47. На перехват вылетела пара МиГ-17. RB-47 был подбит и удалился в нейтральные воды. Судьба экипажа неизвестна.

 

1959


1960г.

1960г., май 01

(ист19 )         В этот праздничный день, когда американский самолёт-шпион У-2 пролетел половину намеченного пути, достигнув Свердловска (ныне г.Екатеринбург), ему на перехват вылетела пара МиГ-19П, один пилотировал капитана В.Айвазян, а второй лейтенант С.Сафронов. Преследуя нарушителя, они вошли в зону поражения ЗРК, о чём пилоты даже не догадывались. Зенитчики также не получили никаких сообщений о том, что в воздухе находятся и свои самолёты. После того как У-2 был сбит, на экране локатора появились ещё две отметки. Последовал очередной залп. Прямым попаданием самолёт Сафронова был сбит. Лётчик катапультировался. Но С.Сафронову не повезло ещё раз: парашют не раскрылся. Айвазян сумел сделать противоракетный манёвр и уйти от ракеты[7];

1960г., май 20

(ист20 )         Истребители МиГ-19 в ГДР (24-я Воздушная Армия), пилотируемая капитаном Л. Шкаруба и старшим лейтенантом М. Крыловым принудила к посадке американский разведчик RB-47. Через некоторое время нарушитель был отпущен[8].

1960г., июль 01

(ист21 )         Разведывательный самолёт США ERB-47H «Стратоджет» (рег. номер 53-4281, 38-я стратегическая разведывательная эскадрилья ВВС США) сбит советским перехватчиком МиГ-19 (пилот — Поляков Василий А.). Он догнал нарушителя в районе мыса Святой Нос и в 18:03 по Московскому времени сбил его. “Боинг” упал в море. Из его экипажа (6 человек) в живых остались два летчика: ст. л-ты ВВС США Д. Р. Маккоун и Ф. Б. Олмстед (спасены советской стороной и освобождены в 1961 году), остальные (к-н Палм, к-н Поуз, ст. л-т Гоуфорт и ст. л-т Филлипс) погибли;

 

1961г.

1961г., август 04

(ист22 )         Гражданский самолёт DC-4 (номер EP-ADK, авиакомпания «Иран Эйр», Иран), летевший по маршруту Бейрут—Тегеран, вторгся в воздушное пространство СССР, где был атакован советскими истребителями и получил повреждения. Совершил успешную посадку на юго-западном побережье Каспийского моря.

 

1962г.

1962г., июнь 11

(ист23 )         Коронков Л.И. и Доренский (894-й ИАП) на самолетах МиГ-15бис в Житомирской области сбили воздушный шар[9];

1963г.

 1963г., апрель 02

(ист24 )         Пара истребителей МиГ-19 в ГДР (24-я Воздушная Армия) обстреляла вышедшую за пределы южного Берлинского коридора «Цессну-310», заставив её пилота приземлиться. Через некоторое время нарушитель был отпущен[10].

 1963г., ноябрь 20

(ист25 )         Самолёт Аэрокоммэндер 560 (Имперские ВВС Ирана) сбит советским истребителем МиГ-17Ф. Среди погибших был полковник подразделений специального назначения США.

1964г.

 1964г., январь 28

(ист26 )         Истребитель МиГ-19 в ГДР (24-я Воздушная Армия) сбил военный учебный самолёт США T-39 Sabreliner. Экипаж погиб[11].

 1964г., март 10

(ист27 )         Зиновьев Ф.М. (капитан, 33-й ИАП) на истребителе МиГ-19 взлетевший с аэродрома Виттшток обстрелял, нарушивший границу ГДР, американский тактический бомбардировщик-разведчик Дуглас RB-66 из пушек. Затем на американскую машину навели пару МиГ-19 из 35-го ИАП. На самолёте Б. Сизова отказало вооружение, но капитан В.Г. Иванников сначала дал залп реактивными снарядами С-5, а затем добил американца из пушек. Экипаж RB-66 выбросился на парашютах[12].

 1964г., август

(ист28 )         Печёнкин (капитан) на истребителе МиГ-17 принудил к посадке самолёт Аэрокоммэндер 560 (Имперские ВВС Ирана);



[1] Модификация самолета Норт Америкэн B-45 «Торнадо» первого американского реактивного бомбардировщика.

[2] По другим данным – 9.05

[3] Артемьев А. Краткий век торпедоносца. О самолёте Ту-14.//Крылья Родины 4/2000

[4] По другим данным это случилось 23.06

[5] https://8oapvo.net/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%8B/96-894-%D0%B8%D0%B0%D0%BF-%D0%B2%D1%87-23257

[6] Модификация Douglas DC-6

[7] Кондратьев В. Истребитель МиГ-19. Боевое применение //Крылья Родины 2/96

[8] МиГ-19 // Википедия

[9] https://8oapvo.net/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D1%8B/96-894-%D0%B8%D0%B0%D0%BF-%D0%B2%D1%87-23257

[10] МиГ-19 // Википедия

[11] МиГ-19 // Википедия

[12] МиГ-19 // Википедия