Хронология ежедневных известных боевых побед и потерь 

авиации Российской империи 

в 1914 – 1917гг.

© 2014

При использовании ссылка обязательна

(ист0 ) наша победа

{бом0}  Наша бомбардировка, штурмовка

(бомбежка0).     Бомбардировка наших объектов

(сбит0)     сбит противником, в т.ч. и зенитным огнем

Ϟ – по данным противника

!! – особый, необычный случай

 

1914г., август 17

(ист1 ) В этот день наши авиаторы впервые вынудили к посадке на российской территории вражеский (германский) самолет. Лётчик пленен;

(сбит1)               @Военный летчик штабс-капитан Е.Е.Грузинов смертельно ранен шрапнелью во время выполнения разведки на истребителе Ньюпор района Кщонов-Пиляш-Ковице-Быхов-Люблин. Самолет упал на вражеской территории, которую вскоре заняли русские войска. У Быхово близ Янова были найдены свежая могила и разбитый "Ньюпор". В могиле обнаружили тело Е.Грузинова, опрос местных жителей и пленных австрийцев дал представление об обстоятельствах его гибели. Выяснилось, что самолет пролетал над австрийскими позициями на высоте 1000-1200 м и был обстрелян сначала пехотой, потом артиллерийской батареей, которая дала три залпа. Два первых цели не достигли. После третьего аппарат дрогнул, перевернулся и, сделав крутой вираж, врезался в землю с работающим мотором. Посмертно высочайшим приказом Е.Е.Грузинов был награжден орденом Святого Георгия 4-й степени.

1914г., август 23

(ист2 ) Германский дирижабль (цеппелин) ZV (LZ20, объем 22'500м2), который использовался для разведывательных полетов над Польшей, совершил вынужденную посадку после нападения на Млаву вовремя Танненбергской битвы. Экипаж пытался поджечь дирижабль во время атаки русской кавалерии, но безуспешно: дирижабль был захвачен;

1914г., сентябрь 8 (26.08)

(ист3 ) Нестеров Пётр Николаевич, основоположник высшего пилотажа, в районе г.Жолква, впервые применив в воздушном бою таран, сбил двухместный австрийский самолёт, немецкого производства Альбатрос (пилот Франц Малина, пилот-наблюдатель барон Фридрих фон Розенталь, оба погибли в результате тарана). П.Н.Нестеров пилотировал самолёт "Моран-Ж", выпускавшийся в России по французской лицензии и не имел вооружения, поэтому П.Н.Нестеров таранил самолёт противника колёсами своего "Морана"[1], но сам погиб при этом.

П.Н.Нестеров был первый русский военный лётчик, погибший в воздушном бою[2];

 

Рис.1.            Нестеров П.Н.

 

Изображения, имеющиеся на данном сайте, получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав то или иное изображение будет убрано после получения соответсвующей просьбы от авторов, правохранительных органов или издателей в письменном виде по адресу электронной почты. Изображения представлены как исторический материал. Мы не несем ответственность за поступки посетителей сайта после просмотра изображений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.           Истребитель Моран Ж

 

 

 

 

Рис.3.           Немецкий самолёт Фоккер FI и немецкие лётчики, персонал


1915 г.

                              1915г., февраль 25

(ист4 ) Ройссийский летчик-доброволец француз Пуаре с наблюдателем поручиком Шебалиным вылетели на трофейном аэроплане "Эйлер" на разведку района Лович-Неборов-Болилов. Над своими позициями между Камионом и Сулишевым они атаковали немецкий самолет. С дистанции 40-50 м по нему было произведено 5 выстрелов из карабина. Согласно донесению летчиков 2-го армейского авиаотряда, "после третьего выстрела самолет противника пошел с поворотом книзу и опустился под Скверневицами"[3];

                            1915г., март 04

{бом1}            γНа Кавказком фронте впервые появилась русская авиация: самолет Моран-парасоль применён против 2-й кавалирийской дивизии[4];

                           1915г., март 13

(ист5 ) Во время разведки к востоку oт Золотой Липы летчики 2-го Сибирского Корпусного Авиаотряда поручик Покровский и корнет Плонский заметили неприятельский аэроплан. Из оружия у них были только пистолеты Маузер. Несмотря на это, они атаковали противника и после непродолжительной перестрелки вынудили его опуститься. Австрийский аэроплан "Авиатик" (бортовой номер 31-13) оказался в совершенно неповрежденном состоянии. Оба русских героя были награждены орденами Св.Георгия 4-й степени[5];

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4.           Немецкий истребитель Альбатрос

 

1916г., март 15

{бом2}           Гидросамолёты с авиатранспорта Черноморского флота "Николай I" бомбят Босфор;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.5.           Гидросамолёт М-5 конструкции Д.П.Григоровича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6.            Гидросамолёт М-5 конструкции Д.П.Григоровича 

(использовался на авиатранспорте "Орлица")

 

                          1915г., март 18

(ист6 ) Казаков Александр Александрович совершил второй таран, в котором сбил германский аппарат типа «Альбатрос». Сам же летчик благополучно приземлился. За этот подвиг 27 июля 1915 года он был удостоен Георгиевского оружия.

                         1915г., июль 15

{бом3}            γПрокофьев - Северский Александр Николаевич и его наблюдатель - механик Блинов, на двухместном гидросамолёте "FBA" французского производства, совершая патрулирование над Рижским заливом, обнаружили германский эсминец. Маневрируя под вражеским огнём, русскому экипажу удалось сбросить 2 бомбы, которые упали в районе кормы неприятельского корабля. Не удовлетворившись достигнутым, Северский решился атаковать вторично, но в это время его гидросамолёт получил повреждение и стал терять высоту. Лётчику ничего не оставалось, кроме как садиться на воду. Плохо управляемая машина ударилась о волны, из-за чего сдетонировала находившаяся на коленях у Блинова 4-кг бомба, который погиб. Северский подобран нашими моряками;

(сбит2)             Прокофьев - Северский Александр Николаевич был сбит зенитным огнем при обстоятельствах, указанных выше;

 

 

Рис.7.           Французская летающая лодка "ФБА" постройки российского завода Щетинина

                               1915г., июль 19

(ист7 ) Башко, командир самолета "Илья Муромец" сбивает вражеский самолет. Это первая воздушня победа "Ильи Муромца";

1915г., июль 22

{бом4}           Крутень Евграф Николаевич при полете на разведку сбросил 2 бомбы на понтон у р.Висла и повредил его прямым попаданием, а ещё 6 бомб сбросил на скопление пехоты противника, за что получил орден Святого Георгия IV степени[6];

1915г., август 11

(бомбежка1).                  Германский дирижабль (цеппелин) LZ79 (LZ 49, объем 31'900м2) в ночь с 10 на 11 августа бомбит Брест-Литовск – Ковель;

1915г., август 15

(бомбежка2).                   Германский дирижабль (цеппелин) L5 (LZ 28, объем 22'470м2), который использовался для патрульных полетов над Северным и Балтийским морем, бомбит пригород Риги. Подбит огнем зенитной артиллерии;

1915г., август 26

(бомбежка3).                   Германский дирижабль (цеппелин) LZ79 (LZ 49, объем 31'900м2) в ночь с 25 на 26 августа бомбит наши позиции в районе Кобрин – Пинск;

                             1915г., ноябрь 05

{бом4}           Наши тяжелые бомбардировщики «Илья Муромец» бомбят железнодорожную станцию Барановичи;

(сбит3)              Бомбардировщик «Илья Муромец» штабс-капитана Озерецкого сбит зенитным огнем при бомбардировке железнодорожной станции Барановичи. Это первая потеря «Ильи Муромца»;

 
 

 

Рис.8.            Первый в мире четырехмоторный самолет Илья Муромец

 

                               1915г., ноябрь 17

{бом6}           Орлов Иван Александрович (военный лётчик) бомбит позиции неприятеля в районе Ново-Александровска. Одна из сброшенных им 5-ти бомб попала в артиллерийский склад, за что Орлов И.А. получил орден;

 

 


1916г.

1916г., февраль 06

{бом7}            14 гидросамолётов с авиатранспортов Черноморского флота "Александр I" и "Николай I" бомбят турецкий порт Зонгулдак;

 

Рис.9.            Загрузка гидросамолета на корабль

 

                                 1915г., апрель 20

(ист8 ) Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович на истребителе И.Сикорского С-16 в районе Бурканово на фронте 7-й армии одержал воздушную победу, сбив австрийский самолёт. Первая и единственная победа истребителя С-16[7];

 

 

Рис.10.      Гидросамолёт М-9 конструкции Д.П.Григоровича

 

 

 

Рис.11.     Истребитель И.Сикорского С-16. Первый истребитель русской конструкции

 

1916г., май 05

(бомбежка4).                   Германский дирижабль (цеппелин) LZ85 (LZ 55, объем 35'800м2), который сбросил 14'200кг бомб на Даугавпилс, Минск, Ригу сбит зенитным огнем во время бомбежки пригорода Риги;

1916г., май 28[8]

(ист9 ) Орлов Иван Александрович (подпорутчик, командир 7-го авиационного отряда истребителей) одержал воздушную победу, сбив двухместный австрийский Альбатрос, который упал у леса Петликовце-Старе[9]. За эту победу награждён Георгиевским оружием;

1916г., май (число не установлено)

(ист10 )         Ширинкин Алексей Дмитриевич (1-й истребительный авиаотряд) в районе Минска атаковав 6 вражеских самолетов, сбил один из них;

(ист11 )         Ширинкин Алексей Дмитриевич (1-й истребительный авиаотряд) в районе Минска атаковав 6 вражеских самолетов, вынудив сесть один из них на наш аэродом;

1916г., июнь 05

{бом8}            γНа Кавказском фронте лётчик старший унтер-­офицер В. Журкевич у г. Мемахатуна бомбит турецкие войска[10];

1916г., июнь 07

(сбит4)               Летчики 4-го армейского авиаотряда Соловьев и Бруцевич после атаки "Фоккера" были вынуждены приземлиться на территории противника[11].

 

Рис.12.      Германский триплан Фоккер

 

1916г., июнь 09

{бом9}            На Кавказском фронте наши самалеты Моран-парасоль бомбят турецкие войска у г. Мемахатуна[12];

 

Рис.13.     Загрузка бомб на Моран-парасоль

 

1916г., июнь 16

(ист12 )         Орлов Иван Александрович на "Ньюпоре" сбивает австрийский самолёт.

1916г., июль 05

(ист13 )         Прокофьев - Северский Александр Николаевич (одна нога - протез) на гидросамолёте М-5 одержал свою первую воздушную победу, сбив германский гидросамолёт над водами Рижского залива;

1916г., июль 08

{бом10}           γНа Кавказском фронте лётчик прапорщик Ю.А. Коробьин сбросил четыре 25-­фунтовые бомбы на скопление турецких войск у селения Савари­-Кашлан[13];

1916г., июль 11

(сбит5)              Экипаж 3-го армейского авиаотряда штабс-капитан Беридзе и поручик Ртищев во время воздушной разведки вступили в бой с новым немецким самолётом "Фоккером-Е". Учитывая явное превосходство в лётных качествах немецкого самолёта, наши лётчики уходили, отстреливаясь из пулемета. На высоте 1200м пуля противника попала в бензобак, и самолет загорелся. Летчики погибли, "смертью своей запечатлев содеянный ими подвиг", – было написано в приказе по армии и флоту о награждении героев орденами Святого Георгия 4-й степени.

1916г., июль 17 (4 июля ст.ст.)

(ист14 )         4 гидросамолета с авианесущего транспорта «Орлица» вступили в бой с 4 немецкими бомбардировщиками «Гота», два из которых были сбиты, а другие два ретировались. Один из бомбардировщиков сбил самолет, стрелком на котором был М.Меньшиков, за что был награждён Георгиевской медалью IV епени[14]. День ВВС ВМФ России;

 

Рис.14.       Немецкий бомбардировщик «Гота»

 

 1916г., июль 30

(ист15 )         Крутень Евграф Николаевич (штабс-капитан, командующий 2-м авиационным отрядом истребителей) на истребителе Ньюпор-XI принудил вражеский самолет сесть на нашей территприи, за что был награждён Георгиевским оружием;

(бомбежка5).                   Вылетевший на разведку турецкий самолет в район Келкит (Кавказский фронт), сбросил бомбы на наш полевой лагерь[15];

 

Рис.15.      Истребитель Ньпор-11

 

Рис.16.       Ньюпор-17

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.17.      Истребитель Ньпор-27

 

1916г., август 01

(ист16 )         Крутень Евграф Николаевич (штабс-капитан, командующий 2-м авиационным отрядом истребителей) на истребителе Ньюпор-XI под Несвижем одержал победу над немецким «Альбатросом»;

                              1916г., август 13

{бом11}         Дитерихс В. В. с наблюдателем унтер-офицером Е. Кузнецовым и мичман Прокофьев - Северский Александр Николаевич с наблюдателем - унтер-офицером П. М. Сазоновым на гидросамолетах М-9 бомбат германскую авиабазу на озере Ангерн, уничтожив один вражеский самолет и др. имущество;

(ист17 )         Прокофьев - Северский Александр Николаевич на гидросамолете М-9 спасая Дитерихса В. В. сбивает вражеский самолет, за что император Николай II дарит ему золотое оружие;

 

1916г., август 25

(сбит6)                       Виндиш Рудольф под Бродами сбивает наш аэростат;

1916г., август 26

(ист18 )         Вакуловский Константин Константинович (штабс-капитан, командир 1-го авиационного отряда истребителей) на истребителе Ньюпор-XI на Северном фронте подбил немецкий самолет в районе озера Квакшта;

1916г., сентябрь 09

(ист19 )         Сафонов Михаил Иванович, морской летчик, на летающей лодке Григорович М-9 сбил неприятельский разведчик. Первая победа российской морской авиации;

                              1916г., сентябрь 22

(ист20 )         Орлов Иван Александрович (подпорутчик, командир 7-го авиационного отряда истребителей) в паре с прапорщиком Янченко сбили вражеский самолет[16];

1916г., октябрь 03

(ист21 )         Орлов Иван Александрови вместе с лётчиком отряда Василием Янченко, поразили пулемётными очередями вражеский самолет, который упал на землю в районе города Бжезаны. За эту победу и предыдущие И.А.Орлов был награждён почётным Георгиевским оружием.

1916г., октябрь 16

(ист22 )         Вакуловский Константин Константинович (штабс-капитан, командир 1-го авиационного отряда истребителей) на истребителе Ньюпор-XI на Северном фронте одержал победу над немецким "Альбатросом";

(сбит6)               Вакуловский Константин Константинович (штабс-капитан, командир 1-го авиационного отряда истребителей) на истребителе Ньюпор-XI был подбит в воздушном бою, но сумел посадить свой самолет;

 

1916г., ноябрь 16

(ист23 )         Кокорин Николай Кириллович, прапорщик, на Ньюпоре в воздушном бою ранил летчика сомолета противника, заставив его приземлиться в расположение наших войск. За этот подвиг Кокорин Н.К. получил Георгиевское оружие;

1916г., декабрь 08

(ист24 )         Казаков (Козаков) Александр Александрович у Луцка в одиночку атаковал 2 австрийских разведчика «Ганза-Бранденбург С1» из 10-й авиароты, один из которых был сбит. А.А.Казаков за эту победу получил орден Святого Георгия 4-го класса;

1916г., декабрь 12

{бом12}         Наша авиация на Кавказском фронте бомбит турецкие города Кемаху и Рефахие[17];

 

Рис.18.      Австрийский разведчик Ганза-Бранденбург С1

 

 

1916г., декабрь 20

(ист25 )         Кокорин Николай Кириллович, прапорщик, в воздушном бою сбил самолет противника;

 


1917г.

1917г., январь 10

(ист26 )         Аргеев Павел Владимирович (штабс-капитан, 19-й корпусной авиаотряд) одержал победу над немецким истребителем «Альбатрос»;

1917г., март 03

(ист27 )         Томсон Эдуард Мартынович (прапорщик, 1-й корпусной авиаотряд) на истребителе Ньюпор-XI и Розенфельд (прапорщик, 1-й корпусной авиаотряд) на таком же истребителе в районе фольварка Залесье одержали победу над самолетом неприятеля[18];

1917г., март 09

(ист28 )         Вакуловский Константин Константинович (штабс-капитан, командир 1-го авиационного отряда истребителей) одержал победу на немецким аэропланом;

(ист29 )         Вакуловский Константин Константинович (штабс-капитан, командир 1-го авиационного отряда истребителей) одержал победу на ещё одним немецким аэропланом;

1917г., март 13

(ист30 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Моран-М» (зав. №742) в районе реки Быстица (в 15 км севернее Бакэу) одержал победу над австрийским разведчиком «Бранденбург С.I» (борт. №67.24) из состава 40-й авиароты, который совершил вынужденную посадку в районе румынских войск. Лётчик — капрал Кенеди и наблюдатель — лейтенант Дуллер взяты в плен[19];

1917г., март 17

(ист31 )         Экипаж самолета-разведчика "Вуазен" 13-го Корпусного авиаотряда (летнаб поручик Барбас, пилот унтер-офицер неизвестен) во время фотографирования неприятельских позиций был атакован немецким истребителем "Фоккер Е". Летчик стал обходить противника кругами на виражах, держа неприятеля под огнем наблюдателя. После нескольких минут боя "Фоккер" был подбит. Сначала он падал "листом", потом перешел в штопор. Метрах в 40 от земли "Фоккер" на несколько мгновений выровнялся, но тот час же перешел в отвесную вертикаль и после страшного удара о землю загорелся. Хотя он упал в германском расположении, сам бой и падение произошли на глазах у наших войск. После этого боя летчики стали Георгиевскими кавалерами[20].

                              1916г., март 31

(ист32 )         Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович в районе Пустое Поле на фронте 7-й армии сбил вражеский самолёт. Отметим, что левая нога (до колена) у Гильшера Г.В. отсутсвовала (был протез)[21];

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.19.   Самолет-разведчик Ваузен

 

1917г., апрель 05

(ист33 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Ньюпор-ХI» в районе Ракоса (в паре со Стржижевским) одержал победу над австрийским разведчиком «Бранденбург С.I»[22];

(ист34 )         Стржижевский Эдуардович (9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Ньюпор-21» над районом Онешти подбил (в паре с Суком Г.Э.) австрийский самолет[23];

1917г., апрель 17

(ист35 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Ньюпор-ХI» в районе Кюэци — Онешти — Тыргу — Окна — Ойтуз — Берецку — Хержа — Мойнешти одержал победу над австрийским самолетом[24];

1917г., апрель 19

(ист36 )         Смирнов Иван Васильевич (прапорщик, 7-й авиационный дивизион) одержал победу над вражеским самолетом в районе 3-го Кавказского корпуса[25];

1917г., апрель 23

(ист37 )         Аргеев Павел Владимирович (штабс-капитан, 19-й корпусной авиаотряд) одержал победу над вражеским самолетом[26];

                              1917г., май 02

(ист38 )         Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович (корнет) в районе Болыповцы сбил вражеский самолёт. Отметим, что левая нога (до колена) у Гильшера Г.В. отсутсвовала (был протез)[27];

1917г., май 04

(ист39 )         Аргеев Павел Владимирович (штабс-капитан, 19-й корпусной авиаотряд) одержал победу над вражеским самолетом, который приземлился у д. Божинув и был захвачен нашей пехотой[28];

1917г., май 16

(сбит8)              Кокорин Николай Кириллович, прапорщик, на Ньюпоре вступил в бой с пятью самолетами противника, но был сбит и погиб;

1917г., май 24

(ист40 )         Крутень Евграф Николаевич (командир 2-й авиационной группы) на истребителе Ньюпор-21 одержал победу над австрийским разведчиком «Ганза-Бранденбург С1»;

1917г., май 26

(ист41 )         Аргеев Павел Владимирович (штабс-капитан, 19-й корпусной авиаотряд) в районе Слободка-Злата принудил вражеский самолет приземлится в расположение наших войск, за что получил Георгиевское оружие (приказ по армии от 21.11.2017г., т.е. при власти большевиков)[29];

(ист42 )         Крутень Евграф Николаевич (командир 2-й авиационной группы) на истребителе Ньюпор-21 одержал победу над истребителем Фоккер;

(ист43 )         Крутень Евграф Николаевич (командир 2-й авиационной группы) на истребителе Ньюпор-17 одержал победу над еще одним истребителем Фоккер;

1917г., июнь 06

(ист44 )         Крутень Евграф Николаевич (командир 2-й авиационной группы) на истребителе Ньюпор-17 одержал последнюю победу над истребителем Фоккер. В этот день прославленный летчик разбился.

1917г., июнь 08

(ист45 )         Аргеев Павел Владимирович (штабс-капитан, 19-й корпусной авиаотряд) одержал победу над австрийским разведчиком Ганза-Бранденбург С1;

1917г., июнь 16

(бомбежка6).                   Турецкий самолет бомбит наши позиции районах Коп и Лиз (Кавказский фронт) [30];

1917г., июнь 17

(сбит9)               Орлов Иван Александрович на самолёте "Ньюпор-17" на высоте 3000 метров вступил в бой с двумя самолетами противника. После непродолжительного боя самолёт Орлова был сбит и упал недалеко от города Козова. Тело лётчика И.А.Орлова отправлено для предания земле в Царское Село. Так погиб выдающийся русский лётчик-ас И.А.Орлов (06.01.1895-30.06.1917). Он сбил не менее 6 самолётов противника, а свой боевой опыт изложил в книге "Приёмы ведения воздушного боя"[31];

1917г., июнь 20

(ист46 )         Аргеев Павел Владимирович (штабс-капитан, 19-й корпусной авиаотряд) одержал победу над немецким разведчиком Румплер С.1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.20.       Немецкий самолет-разведчик "Румплер" С.1

1917г., июнь 28

{бом12}                 Наши самолеты бомбят турецкий аэродром Мезраа (сбошено 6 бомб) [32];

 

(бомбежка6).    Турецкие самолеты сбрасывают бомбы и авиационные стрелы на позиции наших войск (Кавказский фронт) [33];

 

                                 1917г., июль 04

(ист47 )         Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович (корнет, командир 7-го авиационного отряда истребителей) в районе Посухова сбил вражеский самолёт. Отметим, что левая нога (до колена) у Гильшера Г.В. отсутсвовала (был протез)[34];

                                 1917г., июль 07

(ист48 )         Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович (корнет, командир 7-го авиационного отряда истребителей) в паре с прапорщиком Янченко в районе Тернополя сбили вражеский самолёт[35];

(сбит10)          Гильшер Георгий (Юрий) Владимирович (корнет, командир 7-го авиационного отряда истребителей) в группе с порутчиком Макиенок, прапорщиком Янченко вылетили на перехват немецкой эскадрильи, летящей бомбить Тернопольский аэродром. В этом бою Гильшер Г.В. был сбит и погиб[36];

                                1917г., июль 14

(ист49 )         Сафонов Михаил Иванович, морской летчик, на летающей лодке Григорович М-15 сбил неприятельскую лодку;

1917г., июль 27

(ист50 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Ньюпор-21» в районе Тыргу — Окна одержал победу над австрийским самолетом[37];

 

Рис.21.       Виккерс FB.19

 

1917г., август 13

(бомбежка8).   ψТурецкие самолеты бомбят наш аэродром в районе Эрзинджана (Кавказский фронт) [38];

1917г., август 20

(ист51 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Виккерс FB.19″ в паре с подпорутчиком Лойко на истребителе "Ньюпор" в районе реки Сучевица одержал победу над австрийским разведчиком «Ганза-Бранденбург С1» (бортовой №67.31)[39];

1917г., август 25

(ист52 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Виккерс FB.19″ в районе реки Сучава одержал победу над австрийским разведчиком «Ганза-Бранденбург С1»[40];

1917г., август 27

(ист53 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе «Виккерс FB.19″ в районе деревни Фратауц одержал победу над истребителем Авиатик Д-1[41];

1917г., сентябрь 07

(ист54 )         Сафонов Михаил Иванович, морской летчик, на летающей лодке Ньюпор Nc.I сбил неприятельскую лодку;

Рис.22.      Авиатик Д-1 238-й серии

 

1917г., сентябрь 11

(ист55 )         Смирнов Иван Васильевич (военный лётчик) одержал победу над вражеским самолетом в районе м.Балин. Немецкий самолет совершил посадку на нашей территории и вместе с раненым наблюдателем взят в плен[42];

1917г., сентябрь 20

(ист56 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе СПАД S.VII в районе деревни Слобозия одержал победу над истребителем противника[43];

1917г., октябрь 01

(ист57 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе СПАД S.VII в районе деревни Слобозия одержал победу над истребителем «Оеффаг D.III», который пилотировал фельдфебель Обесло[44];

 

Рис.23.      Австрийский истребитель «Оеффаг D.III»

 

 

1917г., октябрь 08

(ист58 )         Мачавариани М.С. в районе долины Эрзинджана одержал победу над турецким самолетом, пилотируемым младшим лейтенантом Веджихи[45];

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.24.            Сбитые турецкие летчики в окружении русских офицеров. В центре 

сидит Мачавариани М.С., справа от него – турецкий пилот Веджихи; 

слева турецкий наблюдатель Бахаттин (в повязке)

 

1917г., октябрь 10

(ист59 )         Ширинкин Алексей Дмитриевич (1-й истребительный авиаотряд) одержал победу над вражеским самолетом[46];

(сбит10)        Ширинкин Алексей Дмитриевич (1-й истребительный авиаотряд) подбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку;

1917г., октябрь 10

(ист60 )         Ширинкин Алексей Дмитриевич (1-й истребительный авиаотряд) в районе Каменец-Подольска одержал победу над вражеским самолетом[47];

1917г., октябрь 26

(ист61 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе СПАД S.VII в районе города Радауц одержал победу над разведчиком «Ганза-Бранденбург С1»[48];

1917г., октябрь 28

(ист62 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе СПАД S.VII в районе города Виковул одержал победу над австрийским истребителем[49];

(ист63 )         Сук Григорий Эдуардович Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе СПАД S.VII в районе деревни Воловец одержал победу над разведчиком «Ганза-Бранденбург С1»[50];

1917г., ноябрь 15

(ист64 )         Сук Григорий Эдуардович (прапорщик, 9-й истребительный авиаотряд) на истребителе СПАД S.VII в районе Арборе одержал победу над разведчиком «Ганза-Бранденбург С1»[51]. В этот же день Сук Г.Э. разбился, попав в штопор при развороте над своим аэродромом. Это последний русский летчик, погибший в Первой мировой войне;

1917г., ноябрь 16

(ист65 )         Сафонов Михаил Иванович, морской летчик, на летающей лодке Ньюпор Nc.I сбил неприятельскую лодку;

1917г., ноябрь 17

(ист66 )         Сафонов Михаил Иванович, морской летчик, на летающей лодке Ньюпор Nc.I сбил неприятельский бомбардировщик;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.25.       Лучший истребитель Первой мировой английский СПАД S.VII

 


 

 



[1] Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938г. М. 1986

[2] Книга Гиннеса об авиации. Рекорды. Факты. Достижения. Минск, Беларусь, 1997

[3] https://www.diletant.ru/articles/20338981/

[4] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[5] https://www.diletant.ru/articles/20338981/

[6] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=541

[7] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=347

[8] По другим данным 26.05.1916г.

[9] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=713

[10] Аверченко С.В., Кушнерёв В.В. Российская авиация на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) // Военно-исторический журнал. 2014. № 8. С. 10-18

[11] https://www.diletant.ru/articles/20338981/

[12] Аверченко С.В., Кушнерёв В.В. Российская авиация на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) // Военно-исторический журнал. 2014. № 8. С. 10-18

[13] Аверченко С.В., Кушнерёв В.В. Российская авиация на Кавказском фронте в годы Первой мировой войны (1914—1918 гг.) // Военно-исторический журнал. 2014. № 8. С. 10-18

[14] https://www.korvet2.ru/morskaya-aviaciya.html

[15] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[16] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=713

[17] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[18] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/tomson-ehduard-martynovich.html

[19] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[20] https://www.diletant.ru/articles/20338981/

[21] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=347

[22] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[23] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[24] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[25] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=767

[26] По другим данным 21.04

[27] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=347

[28] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=135

[29] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=135

[30] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[31] Шавров В.Б. История конструкций самолётов в СССР до 1938г. М. 1986

[32] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[33] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[34] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=347

[35] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=347

[36] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=347

[37] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[38] Читинэрлер Э. Турецкая авиация на Кавказском фронте // https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&sobi2Id=985

[39] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[40] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[41] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[42] https://www.retroplan.ru/encyclopaedia.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=58&sobi2Id=767

[43] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[44] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[45] Полак Т., Шоурз К. Асы Сталина; Энциклопедия. М. 2003. С.566. По другим данным – 10.09.1917г.

[46] Полак Т., Шоурз К. Асы Сталина; Энциклопедия. М. 2003. С.566. По другим данным – 10.09.1917г.

[47] Полак Т., Шоурз К. Асы Сталина; Энциклопедия. М. 2003. С.566. По другим данным – 10.09.1917г.

[48] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[49] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[50] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html

[51] https://www.airaces.ru/asy-rossijjskojj-imperii/suk-grigorijj-ehduardovich.html1917